UA RU

Как выступать и побеждать на дебатах

Дебаты − не просто обмен мнениями: что представляет собой данный вид дискуссии?

Понятие дебатов знакомо большинству из политических телешоу, где несколько представителей партий обсуждают между собой различные тезисы и идеи, порой даже слишком бурно. И не все могут заметить, что этот спор ведется не совсем для того, чтобы убедить кого-то из участников-оппонентов в истинности определенных утверждений. Реальная цель заключается в том, чтобы привлечь на свою сторону слушателей, которые всегда присутствуют на подобных встречах. Да, доказать свою правоту важно, но основная задача − завоевать признание публики. Соответственно, победа над соперниками является приемом убеждения именно третьей стороны, своей целевой аудитории. Дебаты могут быть не только политическими – в них могут принимать участие ученые, медики, эксперты и просто профессионалы, работающие в различных сферах.

Для чего нужно уметь участвовать в дебатах и выходить в них победителем?

Человеку, далекому от политики, науки и т.п., также могут понадобиться такие навыки. На работе таким путем можно отстоять свой проект или идеи перед руководством на совещании, в жизни – убедить часть родственников встать на свою сторону, решить спорный вопрос с ЖКХ, привлекая к этому соседей по многоквартирному дому, и т.д. Кроме того, умение участвовать в дебатах включает наличие массы полезных «скиллов»:

  • Самообладание и холодный рассудок в критических ситуациях;
  • Умение логически и критически мыслить, замечать алогизмы у оппонента и грамотно опровергать их;
  • Грамотная и убедительная речь;
  • Уверенность в себе;
  • Способность быстро понимать и обрабатывать большие объемы информации;
  • Свобода от предвзятости и суждений под влиянием эмоций.

Все эти умения значительно расширяют возможности и влиятельность человека, как в карьере, так и в жизни.

Как строить выступление, работать с противниками и публикой в ходе дебатов?

Дебаты состоят из следующих частей:

  1. Вступительная. Во время введения обозначается причина и суть проблемы, важные ее моменты, ключевые понятия, а также предлагается подробный и конкретный план решения вопроса. Противоборствующая сторона же должна опровергнуть все сказанное и доказать свою точку зрения оппонентам и публике.
  2. Заключительная. Здесь подводятся итоги, а сторона противника в этот период может задавать вопросы, контраргументы с целью победы своих тезисов и идей.
  3. Этап опровержения – один из самых сложных. Здесь важно сохранять спокойствие, не поддаваться на провокации и приемы «черной риторики» (подмену понятий, сведение к абсурду, апелляция к мнимо неуспешному исходу у других, «переход на личности) и т.д.).

Если противник предоставляет достаточно убедительные доказательства в свою пользу, оптимально не рассеиваться на опровержение каждого из них, а найти самый сильный аргумент и опровергнуть его. Чтобы дать ему меньше шансов на победу, целесообразно задавать больше вопросов, чем что-то утверждать – так проще найти в его словах нелогичность, недостаточную информированность и т.д.

Перед мероприятием необходимо продумать не только свои аргументы, но и контраргументы противника, и ответы на них. Также следует тщательно ознакомиться с мнениями и позицией аудитории, и вести себя таким образом, чтобы максимально завоевать ее доверие. Можно применить немного популизма, но без чрезмерности − публика должна воспринимать выступающего как «одного из них», но более знающего и опытного. Не стоит использовать чрезмерное количество слов, которых аудитория не понимает – слушателям это может не понравиться (удар по самооценке и эффект отчуждения), а вот уличить противника в использовании непонятных для публики слов в целях введения ее в заблуждение (если это действительно так) – достаточно эффективный прием.