UA RU

Композиция публичного выступления

Структура выступления: почему важно строить речь поэтапно?

Планируя выступление, следует всегда помнить о слушателях. Важно не только то, о чем собирается говорить оратор, но и то, насколько понятной для аудитории будет речь. Для этого необходимо, чтобы выступление имело четкое разделение на три структурные части:

  • вступительная;
  • основная;
  • заключительная.

Плавно переходя от одной части к другой, намного проще добиться нужного эффекта: подать информацию, убедить в верности определенных тезисов, побудить к действию. Ведь ораторское мастерство − это не только умение владеть словом, но и способность передать нужный посыл своей аудитории.

Характеристики и цели каждого этапа

Вступительная часть подготавливает публику к восприятию темы выступления: информирует о теме или проблематике, настраивает на требуемый психологический лад, привлекает внимание к теме.

Основная часть включает логические доводы, примеры из жизни или результаты исследований, наведение аналогий и т.д. – то есть, непосредственно «работает» над достижением цели. Здесь можно сполна проявить красноречие. Уместны риторические вопросы, афоризмы или цитаты, и т.д. − слишком «сухой» доклад, состоящий исключительно из фактов и аргументов, зачастую утомителен для аудитории, что снижает ее способность к восприятию. Существует принцип нарастания композиции – значимость доводов постепенно нарастает, а самые сильные из них используются в конце выступления.

На заключительном этапе обобщаются те мысли, которые были высказаны в основной части, и формируются выводы. Если позволяет время, по завершению лекции или доклада можно предложить слушателям задавать вопросы: это улучшит контакт с оратором и поспособствует всплеску заинтересованности.

Какие методы целесообразно использовать?

К основным методам аргументации относятся:

  • Индукция – от частного к общему: оратор подводит отдельные логически связанные факты к определенному обобщению.
  • Дедукция – от общего к частному: сперва выдвигаются определенные положения, а затем они объясняются на примерах фактов.
  • Аналогия – это проведение параллелей между теми или иными фактами или явлениями, хорошо знакомыми слушателям.

Эти методы используются в основной части изложения. Вся риторика базируется на том, чтобы максимально прозрачно для слушателей донести нужные сведения.Стоит уделить внимание и тому, как именно подается информация. Так, дикция должна быть четкой и выразительной, темп речи и сила голоса – соответствовать ситуации. К примеру, повышение голоса и одновременно темпа речи, добавляет эмоциональности, а замедление и более тихий голос способствует спокойному и беспристрастному восприятию сказанного. Чтобы усилить эффективность, необходимо задействовать и невербальные способы общения: жесты, мимику, паузы. Жесты должны применяться дозировано: для привлечения и удержания внимания публики, акцентирования на самых важных тезисах и доводах. Кроме того, жестикуляция влияет на имидж оратора: «жесты силы» придают более уверенный и авторитетный вид.