Основы артикуляционной гимнастики

Правильная и ясная речь — это не талант, ее можно приобрести. Сделать это благодаря комплексным усилиям родственников, учителей и прочих людей, окружающих ребенка. Прежде всего, такой речи характерно верное звукопроизношение, обеспечиваемое подвижностью и артикуляционной моторикой. Выработать ее грамотные движения позволяет специальная артикуляционная гимнастика.

Для чистейшего произношения звуков каждому человеку требуются развитые, гибкие и подвижные органы речи. Это язык, губы и мягкое небо. Все они состоят из мышечной ткани. А если можно выполнять тренировку мышц живота и других частей тела, то, соответственно, можно разрабатывать и мышцы языка, губ. Именно для этого и предназначена артикуляционная гимнастика. Даже когда ребенок еще не начал говорить, она поспособствует укреплению мышц органов речи. А также подготовке основ для грамотного произношения звуков.

Как правило, артикуляционные упражнения преподносят маленьким деткам в игровом виде. Используются различные сказки, стишки, загадки, образы, изображения. Такие тренировки становятся более занимательными, воодушевленными. Ребенок практически не подозревает, что его чему-то обучают. Исходя из этого, процесс развития органов артикуляционного аппарата происходит гораздо интенсивнее и быстрее.

Вариации выполнения артикуляционной гимнастики на специальных индивидуальных или групповых занятиях способствуют:

  • созданию кинетико-кинестетической базы движений;
  • усовершенствованию артикуляционной моторики, достаточной для правильного звукопроизношения;
  • воспитанию уверенности ребенка в себе и собственных возможностях, побуждению интереса, самобытности, энтузиазма;
  • поддержанию интереса ребенка к процессу освоения грамотного звукопроизношения, появлению интереса к логопедическим упражнениям.

Преодолеть неправильности звукопроизношении в дошкольном возрасте очень важно для дальнейшей жизни ребенка. Несовершенства в постановке звуков могут стать первопричиной отступлений в развитии процессов памяти. Также могут влиять на развитие мышления, воображения, а также формирования комплекса неполноценности. Лишь своевременное избавление от дефективного звукопроизношения позволит предотвратить сложности в обучении правильному чтению, письму.