UA RU

Способы работы с каверзными вопросами во время выступления

Как стать мастером адекватных ответов на провокационные вопросы

Иметь дело с неудобными вопросами приходится практически всем. Бестактное любопытство коллег и знакомых, жаждущих выведать пикантные личные подробности, откровенные провокации потенциальных работодателей на собеседовании и дотошные экзаменаторы способны на многое. Но больше всего таких моментов достается занятым публичными выступлениями людям.

Три категории неприятных вопросов

Успех оратора, его авторитет определяется умением реагировать правильно на каверзные реплики из зала. Они обязательно последуют, если выступление предполагает живой контакт со слушателями. Причины могут быть разными. Стремление устраивать словесные ловушки часто проистекает из желания получить дополнительную информацию. Все неприятные для оратора вопросы условно делятся на три категории:

  1. Задаваемые с чисто познавательными целями, без отрицательной окраски.
  2. Звучащие как информационные, но с эмоциональным негативом.
  3. Откровенно провокационные.

В последнем случае прямые нападки, желание унизить и дискредитировать, загнать выступающего в угол не прикрыты ничем. Оратора-перфекциониста такие отступления от идеальной в его представлении программы попросту выбивают из колеи, мгновенно лишая поддержки зала.

Троллинг в аудитории на фоне оптимализма

Оптимализм в подходе к выступлению – более оправданная стратегия. Логичнее сразу признать собственное несовершенство и право слушателей быть такими же. Это поможет найти баланс между уверенностью и доброжелательностью, чтобы в ходе выступления строить партнерские отношения с аудиторией.

Плюсы подобного подхода очевидны. Наиболее успешные выступления изначально планируются в формате диалога с обменом опытом. Когда слушатели принимают живое участие, замолкают самые злобные тролли, потому что у них не остается повода устраивать ведущему беседу провокации. Ощущая свою причастность, мало кто захочет испортить доверительную атмосферу.

А если неудобные вопросы все же возникают, необходимо всячески избегать двух самых губительных для оратора ошибок:

  1. Нельзя прятаться от них. Это провоцирует подозрения.
  2. Еще хуже атаковать в ответ, настраивая аудиторию против себя.

Занимая свой мозг планированием удара или отступления, оратор как бы разрешает манипулировать собой любому представителю зала. В таких ситуациях очень трудно адекватно оценить провокационный выпад и ответить на него креативно. Поэтому работа над собой поможет правильному ответу на каверзные вопросы.

12 вариантов реакции на провокационные выпады

Невозможно застать врасплох того, кто подготовлен заранее к столкновению с неудобными навязанными вопросами аудитории. Несколько продуманных решений помогут сохранить лицо:

  • Уточнение вопроса дает немного времени на размышление, чтобы ответ прозвучал остроумно.
  • Ту же цель преследует переспрашивание.
  • Запрос конкретики. Отличный способ заставить отдуваться самого провокатора.
  • Просьба привести пример. Как правило, тролли к такому повороту не готовы.
  • Импровизация с введением новых терминов.
  • Применение прошлого опыта, если подобные вопросы уже задавали на прошлых выступлениях.
  • Предложение продолжить обсуждение приватно после начатого ответа.
  • Восхищение вопросом. Неплохо срабатывает, когда провокатор противоположного пола.
  • Аналогия с другими сферами. Решает задачу красивого перехода от неприятной темы к новой дискуссии.
  • Переформулирование вопроса с приданием ему более нейтрального или расширенного звучания.
  • Доведение до абсурда. В сопровождении хорошей шутки симпатии аудитории гарантированно будут на стороне оратора.
  • Перевод вопросов на последние минуты. Достигается предложением выяснять все интересующие детали дополнительно после доклада.