Статья «Речевой ИНТЕЛЛЕКТ»

Речь — один из видов деятельности, где без ежедневного
труда изменений ждать бесполезно, так же как и результата.

Статья Ольги Габлюк «Речевой ИНТЕЛЛЕКТ»

Порою нам кажется бессмысленным тратить драгоценное время и деньги на то, чтобы научиться говорить на родном языке. И несмотря на то, что любого человека можно изысканно и дорого одеть, подобрать аксессуары, отвести к стилисту, сделать макияж, подобрать прическу, как только он открывает рот — весь его богатый внутренний мир оказывается очевидным. Речь — один из видов деятельности человека, где без ежедневного, кропотливого труда самого человека изменений ждать бесполезно. Так же, впрочем, как и результата.

Не секрет, что сегодня только внешних показателей статуса мало. Необходимо демонстрировать владение, пусть даже техническое, таким инструментом, как речь, с помощью которой происходит общение с сотрудниками, менеджерами, клиентами, партнерами и даже с домашними. Одна и та же фраза, сказанная отстраненно и эмоционально, воспринимается совершенно по-разному, вызывает различную реакцию у слушателя, а следовательно, влияет на уровень взаимодействия и его результат.

Профессиональное владение собственной речью позволяет человеку выйти на качественно новый уровень. Кроме того, речь выдает уровень культуры. И если человек не может четко сформулировать свои мысли, он создает впечатление определенной неряшливости. Если его речь полна «паразитами» — верит ли он сам в то, что говорит?

Слово, которое греет и вдохновляет, дает силы и желания — это одна из составляющих нематериальной мотивации, которая в большинстве случаев оказывается более эффективной, чем материальная.

Харизма, лидерство — слова, столь прочно вошедшие в наш нынешний лексикон. Но как мы определяем, харизматичен лидер или нет? По каким критериям выносим суждение? Скорее всего по его проявлениям,а речь — одно из самых первых. Несмотря на то, что многие великие люди старались держаться в тени, они владели мастерством публичных выступлений, поскольку без этого навыка к величию не прийти. Для сегодняшнего руководителя необходимо владеть навыком дипломатических отношений. А мастерство публичных выступлений — одна из составляющих этого навыка.

Меня в свое время учили, что речь должна быть универсальна. Чтобы по речи нельзя было понять, откуда ты родом, в какой семье выросла. В конце концов, чем меньше знают такой информации, тем спокойнее. Во всяком случае легче играть в данное время в указанном месте необходимую роль.

Речевой тренажер

Речь, наверное, одна из самых важных и сложных составляющих имиджа человека. Сложных с точки зрения формирования. Речь включает в себя не только слова, которые мы говорим, а подразумевает и невербальное взаимодействие: жесты, походку, осанку. Владимир Тарасов, основатель Таллинской школы менеджмента, в одной из своих книг писал: «Мелочи — это те вещи, значения которых мы не понимаем». Это не значит, что мелочь неважна, просто я не осознаю важность этой детали, не придаю ей значения. Однако есть и хорошая новость. Грамотная, звучащая речь — навык, который можно сформировать так же, как и навык вождения. Когда вы садитесь за руль,  то оказываетесь в некотором затруднении. У вас есть три педали, две ноги, зеркала, руль, коробка передач. При этом необходимо делать одновременно несколько операций: держать руль, переключать передачи, следить за знаками, пешеходами, разметкой и за другими машинами. Со временем вы начинаете делать все автоматически, не задумываясь. Это касается и работы с речью и голосом.
Овладеть техникой речи, навыком ведения презентации, публичного выступления достаточно просто.
Сложнее, когда человек сталкивается с внутренним состоянием во время важной беседы, выступления, презентации и начинает бояться. И этот страх — страх оценки других людей, причем независимо от возраста человека, опыта, знания профессии, сферы деятельности и т. д. Как я выгляжу, что они обо мне думают, не кажусь ли я глупым, смешным, как меня воспринимают, какая будет реакция — все эти мысли пожирают человека, сковывают, заставляют вести себя неадекватно. И даже те навыки, которыми он владеет, ему сложно применить в той степени, с той широтой и со свойственным ему красноречием. Для того чтобы минимизировать эти  эффекты, важно помнить о таких простых вещах.

Первое. Никто не знает, как должно быть на самом деле, и если ты что-либо говоришь или делаешь, говори и делай это уверенно, тогда все будет восприниматься как должное. Люди зачастую именно по поведению человека определяют, как им реагировать и воспринимать выступающего. Если ты сам ведешь себя неубедительно, то почему я тебе должен верить? Никого не интересуют наши внутренние переживания, нам не простят слабости. Если же говорить умнейшие вещи, но при этом заикаясь, запинаясь и бубня себе под нос, то аудитория вас вообще не будет слушать и решит, что вы несете чепуху.

Второе. Скромность — это порок, причем серьезный. Наивно полагать, что вас заметят и поймут, какой вы умный, способный и гениальный только за то, что вы такой есть. Нужно это продемонстрировать, и желательно во всей красе.

Третье. Начинать надо ярко, интересно и точно так же следует заканчивать. Вспомним об эффекте края: запоминается первое и последнее. Точнее, по первому впечатлению формируется восприятие, а запоминается последнее.

Четвертое. Самая лучшая импровизация — заранее  подготовленная. Необходимо готовиться! Записывать интересные фразы, примеры, сравнения. Тем более что особенно удачные варианты можно использовать не единожды, они работают. Помните об обновлении вашей базы умных мыслей, в противном случае есть опасность стать «заезженной пластинкой».

Пятое. Говорите образно и просто. Человек мыслит образами и, учитывая это свойство, наполните речь картинками. Увидите — будет интересно, и не только для вас.

Слушать, чтобы слышать

Устройте себе мини-тренинг, самостоятельно и абсолютно бесплатно. Запишите себя во время совещания, презентации, просто представьтесь — и прослушайте сами. Вдохновляет? Убеждает? Нравится? Если нет, то
почему другие должны воспринимать вас иначе?

И самое главное, всегда и во всем, когда вы говорите, выступаете, обращаетесь с речью, в конце концов, произносите тосты в подвыпившем состоянии за столом у друзей, вы должны понимать то, о чем говорите и кому вы это говорите. Как эта информация соотносится с теми людьми, которые слушают. Если ваша аудитория не сможет ответить себе на вопрос: зачем мне нужно это слушать — результата не будет.

Слушать, чтобы слышать, смотреть, чтобы видеть.  Тогда словесное действие будет целенаправленным и сможет достичь цели. Зацикливаясь на собственных  переживаниях, мы упускаем из виду собеседника. Невидим его реакции, не контролируем ситуацию, становимся заложниками положения, которое создали наши неконтролируемые эмоции. Становимся однообразными и негибкими.

Человек должен получать удовольствие от результата и полюбить процесс. Для достижения этой цели есть смысл потратить время и деньги, чтобы быть настоящим мастером слова, слова, которое может зажечь.