Типы аудитории и их классификация
Целью оратора является достижение определенного воздействия на аудиторию. Поэтому перед подготовкой к выступлению, помимо тщательной проработки речи, профессиональные мастера красноречия занимаются изучением психологии слушателей, которые будут присутствовать на публичном мероприятии.
КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ
Правильно определить тип аудитории позволяет разделение и классификация по следующим параметрам:
- отношение к теме информации;
- гендерная принадлежность, возраст, уровень образования;
- профессия;
- национальность.
Имеют значение и другие аспекты – однородность, размер, психический настрой.
ТИПЫ АУДИТОРИЙ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НИМИ
Подобрать оптимальный формат проведения публичного мероприятия оратору позволяет изучение поведенческих особенностей каждого типа аудитории:
- Конфликтный тип. Возникает конфликт по трем причинам: слушатели не признают авторитетность оратора, разное восприятие подаваемой информации, отличия во мнениях и точке зрения на одну и ту же ситуацию. В данном случае спикеру придется действовать осторожно и деликатно. Его задача – управление конфликтом путем подбора конструктивных методов коммуникации.
- «Соглашатели». В данную группу объединены слушатели, которые не имеют четкого сформированного мнения по теме выступления. Оратору не составит труда навязать людям свое мнение. Но чтобы речь воспринималась корректно, учитывают культурный уровень присутствующих в зале, их социальный статус, уровень образования.
- Конструктивный тип. Оратору легко завоевать доверие зрителей, ведь они имеют схожие взгляды, разделяют ценности. Поэтому выступление строится в максимально сжатом формате и, по сути, представляет собой краткий информационный посыл.
- Однородные и разнородные аудитории. Взаимодействовать с однородной аудиторией легко. Спикеру удается быстро настроиться на запросы и интересы публики. Если же слушатели сильно отличаются по возрасту, образованию, мировоззрению, оратору стоит основательно подготовиться. Он должен уделять внимание слабым зрителям, а также с экспертной точностью отвечать на вопросы специалистов, присутствующих на мероприятии.
- Толпа. Выступления на стадионах и митингах нивелируют особенности личности оратора. Ему предстоит полагаться не на здравый смысл и подкрепленную фактами аргументацию, а на эмоции и настрой толпы.
Подробное исследование принципов работы с различными типами аудиторий позволят начинающим спикерам до совершенства отточить ораторское мастерство.