UA RU

Этикет правильной речи

Речевой этикет: его суть и функции

Чтобы межличностное общение и выступление перед аудиторией были эффективными, необходимо создать у собеседника или слушателей приятное впечатление. Этим целям служит речевой этикет – умение грамотно, точно и доходчиво выражать свои мысли, при этом обеспечивая уважение к адресатам общения. Знания и применение его норм помогает решить следующие задачи:

  • Установить и наладить контакт;
  • Повысить продуктивность беседы;
  • Завоевать признание аудитории во время публичного выступления;
  • Создавать о себе правильное впечатление и поддерживать позитивную репутацию.

Настоящее красноречие невозможно без навыков этикета общения. Азам этого умения учат в средних образовательных заведениях, более глубоко наука преподается в ВУЗах. Школа правильной речи предлагает основательное изучение речевой культуры и этикета, как для переговоров, так и для ораторских выступлений.

Составляющие речевого этикета

В данный перечень входят следующие требования:

Знания языковой нормы и соблюдение ее правил

Грамотная речь, правильное составление предложений, широкий словарный запас (без тавтологии), исключение нелитературных выражений из лексикона – это выражает почтение к обществу и принятым нормам.

Умение взаимодействовать с людьми исходя из ситуации

Общение между ровесниками, старшим и младшим, начальником и подчиненным и т.д. требует разного подхода. Например, манера, которая приветствуется в рамках неформальной беседы, совершенно недопустима в официальном общении.

Уважение к собеседнику или аудитории

Ораторское мастерство не приемлет раздражения, грубости, пренебрежительного отношения к позиции оппонента, даже когда он не прав. Какой бы напряженной не была полемика, нельзя переходить на личности, оскорблять противника, использовать манипуляции. Так называемая темная риторика не имеет ничего общего с подлинным ораторским искусством, так как ее цель – не прийти к консенсусу через разумные аргументы, а любыми, даже грязными, путями добиться победы.

Уровень владения речевым этикетом зачастую определяет профпригодность человека. Такие знания необходимы госслужащим, учителям, политикам, репортерам, руководителям, маркетологам и всем, чья работа связана с контактами с большим количеством людей и оказанием на них влияния. В повседневной жизни речевая культура нужна каждому, чтобы быть достойным членом социума, формировать положительный имидж как личность.