UA RU

Ораторское искусство и культура речи руководителя

Уметь грамотно, красиво и понятно изъяснять свою позицию собеседнику важно для каждого современного человека. Для управленца правильное использование вербальных и невербальных способов общения является не только признаком общей культуры, но и одним из способов управления коллективом и взаимодействия с бизнес-партнерами. От того, насколько хорошо руководитель владеет этими навыками, значительной мерой зависит продуктивность работы персонала и успешность компании в целом. Коммуникация является одним из условий и элементов управленческой деятельности. Эффективным следует считать общение, которое обеспечивает оперативную точную передачу информации, оптимальное психологическое воздействие и взаимопонимание между руководителем и его собеседником.

Культура речи руководителя: что подразумевается под этим понятием?

В данном случае есть два основных требования:

  • Следование нормам литературного языка;
  • Речевой этикет.

Первый пункт обязателен для выполнения, чтобы не допустить неверной трактовки сказанного, а также проявлять уважение к собеседнику, ведь никому из образованных людей не нравится слышать неправильно построенные словесные конструкции со словами-паразитами, диалектизмами и т.д. Красноречие также повышает авторитет главы компании в глазах подчиненных и партнеров. Речевой этикет делает общение более приятным и регламентируется ситуацией. В деловом общении задействуются традиционные этикетные формулы:

  • приветствие (Здравствуйте, Добрый день (вечер/утро);
  • прощание (До свидания, Всего доброго, До встречи (если планируется встреча);
  • просьба (Пожалуйста, Будьте любезны, Будьте добры и т.д.) и другие, в зависимости от ситуации.

Этикетные формулы принято использовать практически те же, что и в повседневном общении, но при этом нельзя допускать вольностей и фамильярности (например, говорить «Привет» гостю компании, даже если он друг руководителя, в деловой сфере неуместно).

Ораторское мастерство: как добиться своих целей с помощью слов и невербальных методов общения?

Навыки риторики требуются во время различных мероприятий:

  • переговоры;
  • совещания;
  • интервью;
  • пресс-конференции и т.д.

Речь должна быть лаконичной, чтобы не утомлять слушателей, структурированной – чтобы не отвлекать их от главного, аргументированной, чтобы позиция оратора была принята, эмоциональной – чтобы вызвать личное расположение и отклик аудитории с психологической точки зрения. К самым действенным способам обосновать ту или иную тезу относятся отсылки к авторитету, подбор понятных слушателям аргументов, использование метафор и сравнений, и т.д. Особого внимания требует дикция: четкое произношение звуков и звукосочетаний. Если есть трудности, которые не удалось решить с помощью логопеда, лучше избегать «проблемных» слов.

Мимика и жесты во время выступления должны выражать уверенность в себе, и подчеркивать сказанные слова: прямой взгляд, ровная осанка, сдержанные движения рук – все это поможет сформировать правильное впечатление о себе, привлечь внимание публики, передать им необходимую информацию или убеждения.