UA RU

Риторика как наука

Риторика известна миру еще со времен Аристотеля. Он первый выделил эффективность ораторского искусства как науку.

Его тезисы стали фундаментом для работ таких знаменитых философов и ученых как Платон, Сократ, Георгий Леотинский и многие другие. Используя инструменты риторики, изучая концепцию коммуникативного влияния можно усовершенствовать себя в публичных выступлениях, общении с людьми.

Риторика — это наука, главным предназначением которой является изучение ораторского искусства, его инструментов, правил речевого поведения, обозначение целей и задач публичного выступления. Занятие риторическим искусством развивает логическое мышление, речевой аппарат, расширяет словарный запас, помогает наладить социальные коммуникации.

Классические риторические каноны

Классические каноны риторики были обозначены еще в античный период учеными и философами. Наука риторика четко обозначает этапы подготовки, ведения публичного выступления и его завершение. Выделяют пять главных правил:

  • Оратор составляет предварительный план речи, подготавливает и собирает материал, доказательную базу, формирует структуру выступления, обозначает последовательность информационной подачи
  • Формирование непосредственно самого плана выступления с четкой последовательностью передачи информации слушателям. На данном этапе важно выделить главные тезисы, систематизировать подобранный материал
  • Используя инструменты риторики, оратор на данном этапе прорабатывает речь, составляет окончательный вариант текста, вносит коррективы
  • Репетиция выступления с учетом речевых пауз, эмоциональных подъемов и спадов, запоминание текста
  • Публичное выступление перед слушателями с применением всех обозначенных приемов, налаживание контакта со зрителями. Важно не забывать про мимику, жесты, язык тела — все это поможет максимально точно передать информацию аудитории

На этапе проработки речи особое внимание следует уделить художественной выразительности, но не нужно слишком усердствовать литературными приемами (гипербола, оксюморон, антитезы, антитезы и другие). Во время выступления оратор должен обращать внимание на интонации и паузы, если текст произносить с постоянным тембром голоса без логических остановок, донести в полной мере информацию до слушателя будет практически невозможно.

Главные инструменты риторики

Главная цель оратора — привлечь внимание и заинтересовать аудиторию слушателей, только в таком случае восприятие аудитории будет максимально эффективным. Для начала необходимо обдумать свой образ до мелочей (прическа, одежда, аксессуары, дополнительные реквизиты, если это необходимо). Важно: внешний вид выступающего должен соответствовать целевой аудитории, теме, общему настроению конкретной социальной группы.

Привлечь к себе внимание с первой секунды поможет правильно проработанная и составленная начальная фраза выступления. Она должна быть легкой для восприятия, не быть слишком длинной и нагроможденной сложными речевыми оборотами.

Публицистическая речь должна иметь логическую аргументацию. На этапе подбора материала следует особое внимание уделить достоверным фактам, статистическим данным, ссылкам на ранее проведенные исследования, законы или нормативы и т.д.

Квантовый выброс информации — это чередование уже существующих фактов и новых рассуждений выступающего. Данный инструмент поможет вернуть внимание аудитории, заинтересовать слушателей, вывести их на диалог.