UA RU

Типы аудитории и их классификация

Целью оратора является достижение определенного воздействия на аудиторию. Поэтому перед подготовкой к выступлению, помимо тщательной проработки речи, профессиональные мастера красноречия занимаются изучением психологии слушателей, которые будут присутствовать на публичном мероприятии.

Критерии классификации

Правильно определить тип аудитории позволяет разделение и классификация по следующим параметрам:

  • отношение к теме информации;
  • гендерная принадлежность, возраст, уровень образования;
  • профессия;
  • национальность.

Имеют значение и другие аспекты – однородность, размер, психический настрой.

Типы аудиторий и методы взаимодействия с ними

Подобрать оптимальный формат проведения публичного мероприятия оратору позволяет изучение поведенческих особенностей каждого типа аудитории:

  1. Конфликтный тип. Возникает конфликт по трем причинам: слушатели не признают авторитетность оратора, разное восприятие подаваемой информации, отличия во мнениях и точке зрения на одну и ту же ситуацию. В данном случае спикеру придется действовать осторожно и деликатно. Его задача – управление конфликтом путем подбора конструктивных методов коммуникации.
  2. «Соглашатели». В данную группу объединены слушатели, которые не имеют четкого сформированного мнения по теме выступления. Оратору не составит труда навязать людям свое мнение. Но чтобы речь воспринималась корректно, учитывают культурный уровень присутствующих в зале, их социальный статус, уровень образования.
  3. Конструктивный тип. Оратору легко завоевать доверие зрителей, ведь они имеют схожие взгляды, разделяют ценности. Поэтому выступление строится в максимально сжатом формате и, по сути, представляет собой краткий информационный посыл.
  4. Однородные и разнородные аудитории. Взаимодействовать с однородной аудиторией легко. Спикеру удается быстро настроиться на запросы и интересы публики. Если же слушатели сильно отличаются по возрасту, образованию, мировоззрению, оратору стоит основательно подготовиться. Он должен уделять внимание слабым зрителям, а также с экспертной точностью отвечать на вопросы специалистов, присутствующих на мероприятии.
  5. Толпа. Выступления на стадионах и митингах нивелируют особенности личности оратора. Ему предстоит полагаться не на здравый смысл и подкрепленную фактами аргументацию, а на эмоции и настрой толпы.

Подробное исследование принципов работы с различными типами аудиторий позволят начинающим спикерам до совершенства отточить ораторское мастерство.